Сплошь и рядом, особенно в условиях низкой денежной ликвидности (жёсткой денежно-кредитной политики), приходится слышать: «Бюджет спланирован с дефицитом … » или «Дефицит потока денежных средств составляет …».
Да, такое бывает, но только при планировании деятельности и на бумаге, будь то государственный бюджет или коммерческая организация, предприятие.
По факту же совершившегося периода денежного дефицита никогда не бывает, и быть не может. Почему ?!
Потому что дефицит – это отрицательное сальдо денежных средств, то есть превышение расходов над их поступлениями.
Если кто-то говорит, что за отчётный период мы сработали с дефицитом, то это должно свидетельствовать об отрицательном сальдо денежных средств по платёжному балансу или расчётному счёту. А как вы сами понимаете, потратить больше, чем мы имеем по факту, это полный бред или что-то из области фантастики.
Другими словами, мы можем планировать следующий месяц или год исходя их своих потребностей и желаний, учитывая предполагаемые источники своих доходов. При этом, если последнего будет недостаточно, для покрытия первого, то естественно будет дефицит, который даже по плану должен быть чем-то покрыт.
На бухгалтерском языке трактуется так: «Кредитовым, сальдо 51 счёта (расчётный счёт), никогда не может быть». То есть, к примеру, представляете себе «-» 100 рублей на расчётном счете или у себя в кармане !
По сути, планирование любого денежного потока (бюджетной или коммерческой деятельности) всегда предполагает прогноз нулевого или положительного (профицит) остатка денежных средств по 51 счёту (расчётный счёт).
Поэтому, если по плану вырисовывается дефицит, при всех желаниях и возможностях того, кто его планирует, то в любом случае (при корректном и грамотном планировании), как минимум он должен быть сведен к нулю.
Обычно закрываются, эти бюджетные «дыры», 4- я путями:
- 1 – повышением доходной части бюджета.
Для государства, это налоги и отчисления, а для предприятий и организаций - выручка. - 2 – снижением расходной части бюджета.
Для государства, это пенсии, гос. строительство, здравоохранение, образование, обслуживание гос. долга, ЖКХ и тому подобное, а для предприятий и организаций – себестоимость продукции, услуг. - 3 – накопленным остатком свободных денежных средств за предыдущие периоды. Для государства, это золотовалютные резервы, а для организаций - денежные резервные фонды.
- 4 – привлечением кредитных или заёмных средств с учётом их последующего возврата. Для государства - внешнее кредитование, эмиссия гос. облигаций и т.п., а для организаций - банковское кредитование.
Поэтому, всегда даже в плане, сальдо потока денежных средств, как минимум должно сводиться в нуль.
Если бюджет принимается с дефицитом, то это свидетельствует о том, что государство или организация планирует работать с «колёс», выкидывая по факту из финансирования какую-либо статью расходов или закрывая её дополнительно привлекаемыми кредитами. В итоге, работа из года в год с условным дефицитом денежных средств, может явиться следствием чрезмерно высокой закредитованности, что может привести в последствии к дефолту, а для народа, это просто будет объяснением: «Извините, работали с бюджетным дефицитом !».
Корректное и правильное планирование всегда предполагает закрытие денежного сальдо, как минимум с нулевым остатком, и для здоровой экономики, это всегда должно происходить без дополнительного наращивания долговых обязательств.
Дефицит бюджета или потока денежный средств – как закрываются «дырки» ! - Как-то так!