Ну во-первых, уже само по себе понятие «эффект масштаба» просто говорит о том, что есть какой-то эффект от какого-то масштаба.
В любой коммерческой среде экономическая оценка эффективности какого-либо продукта/услуги всегда основывается на стоимости или затратах его производства.
Чем меньше затраты (себестоимость) на единицу продукции/услуги, тем больше с неё прибыль и выше ценовая конкурентоспособность. Т.е., в условиях высокой конкуренции имеется запас прочности в снижении цены за счёт себестоимости и сохранении при этом прибыли.
В экономике себестоимость единицы продукции формируется всегда из переменных и постоянных затрат.
Если переменные затраты на единицу продукции не зависят от объема производства, то постоянные (накладные) всегда и напрямую зависят от них.
Чем выше объем производства, тем ниже затраты на единицу продукции. И достигается этот эффект именно за счёт масштаба выпуска (производства) продукции/услуг.
Вот именно в этом и состоит суть данного понятия – эффект масштаба.
Т.е. увеличиваем масштаб (объем производства), снижаем за счёт этого постоянные издержки на единицу продукции, что в целом позволяет снизить и всю себестоимость единицы.
Цель эффекта масштаба – снизить затраты на выпуск единицы продукции.
За счёт эффекта масштаба всегда можно добиться снижения себестоимости единицы продукции, но только при условии наличия в её составе постоянной составляющей (накладных расходов).
К примеру, представьте ситуацию, когда в производственной деятельности нет накладных издержек. Т.е. затраты растут пропорционально объему и в данном случае нет никакого эффекта масштаба - при росте объемов производства издержки на единицу снижаться не будут.
Отсюда можно сделать вывод:
Чем выше в затратах организации доля накладных расходов (постоянных), тем выше эффект масштаба – с каждой дополнительной единицей производства издержки всех единиц будут снижаться большими темпами.
Так же, эффект масштаба напрямую влияет и на уровень безубыточности организации, на основе которого определяется объем выпуска продукции/услуг, обеспечивающий нулевой экономический результат деятельности по прибыли/убытку.
Бывают ситуации, когда рост объемов производства может не только увеличивать суммарную прибыль организации, но и убыток.
Эффект масштаба даёт свой экономический результат в виде роста общей прибыли организации только при наличии маржинальности с единицы продукции (Цена ед. – Переменные изд. = +), т.е. маржинальной прибыли.
Поэтому с экономической точки зрения этот показатель всегда необходимо рассматривать в комплексе с маржинальностью продукта.
Отсюда и возникает в экономике необходимость в расчёте точки безубыточности продукции, как основополагающего критерия эффективности именно за счёт эффекта масштаба.
Оценить влияние и понять суть эффекта масштаба в рамках своего экономического процесса можно с мощью данного онлайн-калькулятора расчёта точки безубыточности.