Приведём простой пример для понимания того, что такое финансовый пузырь в экономике и когда он сдувается.
Мы решили создать коммерческую компанию, деятельность которой будет связана с производством и реализацией продукции.
Уставный капитал этой компании на 100% был сформирован за счёт собственных средств, и данной суммой мы смогли обеспечить (приобрести/построить) всю производственную (внеоборотные активы — оборудование и т.п.) и непроизводственную инфраструктуру (административное здание и т.п.). Приобретение оборотных средств (сырьё, материалы и т.п.) было обеспечено за счёт краткосрочной кредитной линии местного банка.
Вот так и начал крутиться наш бизнес.
Через некоторое время, в силу неблагоприятных условий деятельности и неправильного менеджмента, предприятие начало испытывать проблемы с ликвидностью, что вынудило нас выйти на рынок путём преобразования в ОАО и организации IPO с целью первичного размещения акций (на сумму наших чистых активов) на фондовой бирже. При этом контрольный пакет (51%) мы решили оставить за собой, а остальные 49% разместили на бирже с целью привлечения средств для развития (инвестирования в расширение производства).
Трейдеры (спекулянты)/инвесторы, на фоне наших публикаций о текущей прибыльной деятельности и перспективах её роста, активно начали скупать акции, тем самым провоцируя их рост в цене. В итоге стоимость акций стала на 30% выше, чем её номинальная, которая соответствует стоимости чистых активов (по которой изначально мы размещали их на бирже).
Таким образом, образовалась ситуация, когда рыночная стоимость нашей компании (что есть её биржевая цена) выросла на 30% (на ту часть, которая крутится на фондовом рынке), только на слухах и предположениях о эффективности/перспективности нашего бизнеса.
Деньги, которые были привлечены нами, были направлены на развитие, но отдача от реализованного инвестиционного проекта не оправдала наши ожидания, и мы опять начали испытывать проблемы с ликвидностью и необходимость реализации следующих инвестиционных проектов, которые должны были всё-таки исправить ситуацию.
Поскольку мы не желаем продавать контрольный пакет акций, мы решаем нарастить стоимость наших чистых активов за счёт переоценки (индексации - «воздушной прослойки») наших внеоборотных активов, и на эту величину сделать дополнительную эмиссию акций и разместить их на той же бирже.
У трейдеров пока денег хватает и их мотивирует этот способ заработка на разнице цен капитализации нашей компании, тем более предложение не от абы кого, а от давно работающей компании.
Тем более это реальный сектор, и для многих трейдеров это даже не спекуляции, а инвестиции.
Трейдеры/инвесторы, продолжают верить в успешность нашей компании, продолжают скупать акции, тем самым снова провоцируя рост их цены. Плюс ещё перепродажа акций из одних рук в другие подстёгивает эту ситуацию.
И так происходит из года в год.
В итоге, проработав лет 20, рыночная стоимость нашей компании соответствует по классике её капитализации. Однако на самом деле реальная стоимость наших активов на 300% ниже той, которую сформировала биржа.
А чем подтверждается реальная стоимость наших активов, если рыночная, биржевая неоправданно завышена?
При нормальной работе нашего предприятия не должно быть такой ситуации, когда необходима постоянная подпитка деньгами в условиях постоянного их инвестирования.
В условиях эффективной инвестиционной деятельности последующая потребность в реинвестировании должна осуществляться за счёт отдачи уже работающих проектов, а не постоянного попрошайничества денег через фондовый рынок.
В итоге в один прекрасный момент происходит ситуация, когда биржа уже не даёт того, к чему мы так привыкли (жёсткая денежно-кредитная политика понижает аппетиты биржевых инвесторов), и в итоге мы решаем продать свой контрольный пакет прямому инвестору - реальному собственнику, который будет непосредственно управлять нашей компанией.
Что делает новый собственник в таких случаях?
Он проводит полную переоценку активов, учитывающую не нарисованную балансовую стоимость компании и раздутую биржевую, а определяет её с учётом текущего инвестиционного, трудового потенциала, конкурентного поля, своей платежеспособности и возможной эффективности, которая позволит окупить все эти активы максимум в пределах срока их остаточного физического и морального износа.
В итоге, подведя всё это под оценку реального инвестора рыночная капитализация компании, с учётом даже нашей доли по номинальной стоимости (где уже тоже зашита неоднократная индексация/переоценка), падает примерно в 4 раза.
В итоге мы вынуждены продаться за цену реального инвестора, поскольку другие перспективы - это ликвидация.
И как результат, винить в этом пришедшего «наглого» и «неправильного» инвестора, или это мы сами, «бараны», довели наше предприятие до такого состояния?
Вот в такой ситуации происходит сдутие пузыря, образованного за многие годы работы нашей компании.
В этом и заключается феномен пузыря в экономике и то, как он сдувается.
А теперь информация для размышления. Насколько увеличилась биржевая стоимость тех же ключевых индексов американской экономики (Nasdaq и S&P 500), московской фондовой биржи (IRUS) относительно реальной стоимости чистых активов тех компаний, которые включены в их расчёт?
Реальная стоимость — это не балансовая, на всякий случай.
Финансовые пузыри обычно растут на основе спекулятивных ожиданий, без достаточного резервирования под ними реальных активов и результатов.
Такая ситуация иллюстрирует, как изменения в рынке и восприятии инвесторов могут привести к аномально высокой оценке компаний. В конечном итоге это может закончиться значительными потерями для инвесторов, когда цены на активы не будут соответствовать их реальной стоимости, что приводит к потере доверия к рынку и падению капитализации.
Важно осознать, что успешная инвестиционная деятельность должна базироваться на реальных показателях и уверенности в будущих доходах, а не только на спекуляциях и временных тенденциях.