Учёт материалов, как одного из вида текущих активов организации, используемого в её экономике (для производства продукции/услуг), осуществляется на бухгалтерском счёте 10.
Важно понимать - что всё что покупается, передаётся от кого-либо и имеет признак краткосрочного актива (товара-материальной ценности - ТМЦ) всегда проходит через 10-ку.
Чтобы уловить основную суть и принцип учёта материалов в любой организации приведём простой пример с наглядным описанием хозяйственной операции с участием счёта 10.
Организация купила у некой компании материал на 100 руб. (Д сч.60 - К сч.51 - деньги в р/сч. организации перешли в дебеторскую задолженность).
Транспортом от поставщика он был доставлен на её склад.
Кладовщик принял материал на склад и передал документы, подтверждающие это (накладную – ТТН), бухгалтеру, который поставил его на учет, сделав следующую проводку:
Д сч.10 – К сч.60 на 100 руб.
Т.е., бухгалтер закрыл дебиторскую задолженность поставщика и увеличил остаток по сч.10.
Поставщик должен был организации материал, за который она ранее уже оплатила, и эта задолженность висела на счёте 60 («Расчёты с поставщиками и подрядчиками»), в его дебете. Теперь материал доставлен в адрес организации, и бухгалтер спокойно закрыл эту дебиторку (дебетовое сальдо (т.к. счёт активный) по нему стало 0) и увеличил материальный склад через счёт 10 (дебетовое сальдо стало 100 руб.). Попросту говоря - одно перешло в другое.
Ну, материал же купила организация не просто так, а для своего производства.
Далее кладовщик передаёт его в производство (начальнику цеха, мастеру и т.п.), указав факт состоявшейся передачи в каком-нибудь внутреннем документе (внутренней накладной и т.п.), после чего отправляет его бухгалтеру, который уже делает следующие проводки:
Д сч.20 – К сч.10 на 100 руб.
Счёт 10 кредитуется (кредитовый оборот) и в итоге закрывается - сальдо по дебету этого счёта становится 0, а сальдо по счету 20 увеличивается на эту величину.
Справочно:
Счета 10 «Материалы» и 20 «Основное производство» являются активными (сразу с балансом ассоциируйте для понимания, что это означает) и остатки по ним учитываются по дебету. Поэтому когда что-то на них приходит, то это в Дебет (дебетовый оборот), а если уходит с них, то в Кредит (кредитовый оборот). А так как кредитовых остатков по активным счетам не бывает, то кредитовый оборот говорит о том, что списываем то, что находится в его дебете (дебетовый остаток уменьшается), и что остаётся после снижения, это и есть дебетовое сальдо.
Вот по такому принципу и ведётся бухгалтерский учет материалов в любой организации только со своими особенностями и нюансами, прописанными в её учётной политике.
Ну, к примеру, передача материалов кладовщиком в производство (со сч.10 на сч.20) в течение месяца может осуществляться не по фактическим, а по учётным ценам (максимально приближенным к фактическим – можно сказать придуманным).
И сразу вопрос на кой … оно так делается ?
Делается это для упрощения учёта, чтобы бухгалтер итоговый расчёт фактической стоимости списания материалов в себестоимость осуществлял только в конце месяца, когда уже будут собраны все бумажки, подтверждающие все объемы передачи материалов и их стоимости по факту. А в течение месяца (до того, как период станет отчётным, фактически завершённым) всё движение (передача) осуществляется именно по учётным ценам. В конце месяца просто осуществляется корректировка этих цен на величину отклонения их от факта за месяц, со списанием перерасхода или экономии на сч.10,20,23,25,26. Делаются такие корректировки в бухгалтерском учёте обычно через счета 15,16. Но это уже другая история.
Принцип учёта материалов: бухгалтерский счёт 10 – суть на простом