Из-за общемировой геополитической и экономической напряжённости, сказывающейся на доходной части российского бюджета, Минфин РФ отреагировал принятием нестандартного решения по сокращению бюджетного дефицита.
Как известно, основные факторы падения доходов связаны с установлением ценового потолка на нефть российского производства, а так же общей динамики её падения с начало года.
Минимально допустимый уровень цены для бездефицитного бюджета, по оценке Минфина РФ, 50 $ за 1 баррель марки Urals.
Исходя из того, что более 70% всей российской нефти это марка Urals, которая по своему качеству немного хуже, чем марка Brent, ею торгуют всегда со скидкой 11% от Brent.
Основным транспортным каналом для её реализации являются нефтепроводы завязанные с европейскими странами.
Отсюда и очень высокая зависимость российской нефтянки, как от способа её передачи тому, кто ввёл тот самый ценовой потолок, так и самой общемировой цены на нефть.
Сегодня российская нефть продается с приличным дисконтом, исходя из выше указанных факторов. Так средний дисконт за 1 баррель в ноябре 2022 года составил 24 $, в декабре и в январе 2023-го более 30 $ к эталонному сорту Brent.
С учётом того, что сегодня биржевая цена нефти марки Brent составляет 83 $ за баррель, фактическая цена отгрузки российской марки Urals осуществляется по ценам ниже 50 $.
В связи с этим, предложение Минфина РФ для решения проблем с бюджетным дефицитом заключается в ограничении размера скидки на российскую нефть, которую применяют при расчёте налогов и экспортной пошлины.
Что это означает и почему нефтяникам придётся подужаться?
Сегодня уплата налогов в российский бюджет на добычу полезных ископаемых, налога на добавленный доход и обратного акциза на нефть привязана к фактической цене её реализации, которая уже включает в себя скидку и является очень низкой, что способствует выпадению значительной части бюджетных доходов.
Поэтому Правительство РФ решило установить лимит скидки, относительно которого и будет рассчитываться налогооблагаемая база для уплаты основных налогов. Другими словами, налоговая формула переходит в большей степени из статуса плавающей величины к условно-фиксированной. Т.е. фактическая величина скидки на нефть не должна влиять на снижение объема бюджетных поступлений.
Данная мера должна стимулировать нефтяные компании к реализации своей продукции по максимально возможным ценам на внешних рынках.
Однако, с учетом действующего в России демпферного механизма ценообразования на нефть и нефтепродукты (что позволяет сдерживать рост и падение цен на внутреннем рынке), это решение может негативно сказаться на экономике нефтянки.
Суть демпферного механизма заключается в том, что при высокой рыночной цене реализации нефти, когда производителям выгоднее направлять её на внешние рынки, а не на переработку внутри страны для своего рынка (бензин, дизтопливо), государство компенсирует недополученный ими доход. Делается это для того, чтобы противостоять резкому росту цен на бензин/дизельное топливо и стимулировать их розничные продажи на местном уровне. Но если цена нефти становится на рынке ниже определённой величины, то уже нефтяники выплачивают в бюджет дополнительные суммы (компенсацию).
В текущих условиях объемы реализации нефти и продуктов её переработки на внешние рынки очень ограничены. На Европу эмбарго, а Китаю продукты нефтепереработки не нужны в таком количестве из-за наличия своих мощностей для этих целей.
И в итоге получается - объемы производства углеводородов, с экономической точки зрения, в таких условиях, должны снижаться. А при не снижаемой налоговой нагрузке, это может отразится на экономической состоятельности всей нефтяной отрасли, её падении. И нефтяникам, всё-таки, придётся подужаться для сохранения безубыточности в своей деятельности.
Говорить о компенсационных выплатах государства нефтяной отрасли уже не приходится, что вполне может отразится на росте цен нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Нефтяникам придётся подужаться: что придумал Минфин РФ для решения проблем с бюджетным дефицитом - Как-то Так!