У меня есть свой бизнес, и я принимаю решения о целесообразности выпуска того или иного продукта/услуги на основании его общей прибыли. Правильно ли так управлять экономическим процессом?
Конечно, нет!
Для любого бизнеса в реальном секторе приоритетным показателем в управлении является маржинальная прибыль.
Отличие общей прибыли от маржинальной заключается в том, что первая просто констатирует значение факта (или плана) и говорит: «хорошо сработали» или «плохо», тогда как вторая используется исключительно для управления процессом производства и служит элементом поиска оптимального рычага для наращивания общей прибыли бизнеса.
Другими словами, для любой коммерческой организации первоочередной задачей в управлении является определение экономической целесообразности каждого вида выпускаемой продукции или услуг (из всей его номенклатурной линейки, которую он может произвести) на основании именно его маржинальности. Значение общей прибыли будет зависеть от того, насколько правильно будет сформирована программа производства по ассортиментным видам с учетом их маржи. Естественно, больший выпуск должен быть сосредоточен на продукции и услугах с высокой маржинальной прибылью. Продукты и услуги с отрицательной маржой способствуют росту убыточности.
Если оценивать целесообразность выпускаемой продукции на основании их общей прибыли, а не маржинальной, это приводит к искажению общей экономической картины бизнеса и неправильным решениям, что негативно отражается на общей экономике компании. Например, принимая решение о наращивании выпуска какого-либо вида продукции, исходя из наличия у него общей прибыли, не обращая внимания на его маржинальную прибыль (которая может иметь отрицательное значение), можно снизить общую прибыль компании, а не увеличить ее.
Все это подчеркивает, насколько важно в профессиональном менеджменте оперировать именно этим показателем — маржинальностью, а не просто прибылью.
Маржинальность продукта — очень важный критерий для правильного управления любой коммерческой деятельностью.