Важнейшим инструментом в управлении не только экономикой, но и финансами является оборотный капитал предприятия/организации. Из практики скажу, что в этом направлении абсолютно никакого внимания со стороны менеджмента практически не уделяется. Осуществляется просто мониторинг/контроль того, сколько остатков сырья, товаров на складе, краткосрочной дебиторской задолженности было и стало за период. В частности, планирование потребности в сырье, которое занимает у некоторых организаций наибольший удельный вес в объеме всех текущих активов, осуществляется только на основании того, на сколько хватит сырья и когда ехать за новой партией. А если поставщик еще и находится далеко от целевого склада, то можно и так, на глаз, на полгода, к примеру, закупиться.
А вот вопрос определения наиболее эффективного количества рейсов для ритмичной поставки сырья с учётом стоимости транспортных расходов и процентной ставки на замороженный капитал на весь период складского запаса рассчитать никто и не додумывается. В этом и проявляется экономическая халатность.
То есть, дилемма при грамотном управлении должна вырисовываться исходя из поиска золотой середины в оптимальных расходах. То есть, должно быть рассчитано равновесие между суммой транспортных расходов и процентными выплатами за финансирование замороженного капитала в виде складского запаса.
Другими словами, необходимо обеспечить такое количество рейсов, при котором банковские проценты за отчетный период для содержания складского запаса (особенно когда работаешь в кредит — нет собственного оборотного капитала) не превысят транспортные расходы по его доставке за этот же период.
Это как пример одного из ключевых элементов оборотного капитала в управлении предприятием.